Представьте: вы пришли в супермаркет, а там перед вами извиняются и говорят, что сегодня ничего продать не могут. Тогда вы решаете заскочить в маленький магазинчик, чтобы купить хотя бы бутылку молока. Подаёте кассиру купюру, а он вместо сдачи протягивает вам коробку конфет. А вы на диете. Вы садитесь в автобус, но у вас нет мелочи, чтобы купить билет. Водитель понимает, в чём ваша проблема и предлагает обменять вашу крупную купюру на мелочь, но… в 60 раз дешевле номинала.
Подобная мистическая нехватка мелочи возникла несколько лет назад в Аргентине. Никто толком не понимает, куда в этой третьей по величине экономике Латинской Америки вдруг подевались все монеты. Правительство Аргентины обвиняло обычных граждан в том, что они якобы копят или даже переплавляют монеты из-за сравнительно высокой стоимости металла. Народ обвинял правительство за то, что оно не чеканит достаточного количества монет, хотя в 2008 году было изготовлено 500 миллионов мелких монет. Как бы там ни было, но ситуация с мелочью усугублялась с каждым днём.
Торговля превратилась в ночной кошмар. Сдачу давать было совершенно нечем. Крупные магазины просто закрылись, а мелкие вместо сдачи навязывали покупателям чипсы и шоколадки. Даже банки – места, где живут деньги, установили лимит на выдачу монет в одни руки, несмотря на угрозы правительства, что подобные ограничения будут караться большими штрафами.
Больше всего повезло водителям автобусов Буэнос-Айреса, где в качестве платы принимались исключительно монеты определённого достоинства. В этот период они сильно приподнялись, продавая монеты во много раз дороже номинала.
2. Предприниматели печатают собственные деньги
В 1862 году, когда в Америке шёл второй год гражданской войны, отчеканенные правительством монеты исчезли из обращения. Вести какой бы то ни было бизнес стало практически невозможно, поскольку правительство разделилось на две части, и каждая стала печатать свои собственные бумажные купюры.
В конце концов, разные бизнесы начали чеканить свои денежные знаки, известные сегодня как Жетоны Гражданской войны. Эти жетоны ходили и среди владельцев магазинов, и среди военных, ими пользовались и обычные граждане. Обычно на жетоне указывалось либо название и расположение отчеканившего его бизнеса, либо какой-нибудь патриотический лозунг (или несколько), вроде «Если видишь, что кто-то пытается разорвать американский флаг – пристрели его на месте».
Проблема заключалась в том, что, поскольку в то время американская экономика всё ещё была привязана к золотому стандарту, то за каждой отпечатанной или отчеканенной формой существования валюты стояло определённое количество золота, хранившееся в запасниках правительства.
А это значит, что все ходившие в огромном количестве «частные» деньги, в действительности совершенно ничего не стоили.
Закончилось тем, что в 1864 году в ситуацию вмешалось федеральное правительство, строжайшим образом запретив хождение разного рода жетонов, билетов и купонов. Для нарушителей была установлена система наказаний – от штрафа в две тысячи долларов до пяти лет тюрьмы.
3. Британский корабль, печатающий деньги
Представьте: вы заглядываете в свой почтовый ящик и обнаруживаете увесистую пачку денег.
Вы спешите поделиться неожиданной радостью с друзьями, но тут выясняется, что каждый из них получил точно такую же посылку. На следующий день вы находите в почтовом ящике ещё больше денег. Проходит совсем немного времени и деньги уже некуда девать. Ветер носит их по дороге, как опавшие листья осенью. В газетах появляются объявления, предлагающие деньги по цене бумаги, на которой они напечатаны…
Первая попытка американцев напечатать бумажные деньги была сделана в 1775 году, в самом начале Войны за независимость. Континентальный конгресс (законодательный орган будущих США; прим. mixstuff.ru) выпустил банкноты, известные как «континентальные доллары» которыми предполагалось покрывать военные расходы. Экономика в то время ещё не была привязана к золотому стандарту, так что физически континентальный доллар был ничем не обеспечен.
Британский ВМФ, чтобы помешать планам противника, соорудил аналогичный печатный станок прямо на борту военного судна Phoenix, стоящего в Нью-Йоркской гавани, и принялся печатать фальшивые «континенталы». Это была первая в истории военная финансовая диверсия.
План заключался в том, чтобы подорвать доверие к новым деньгам, обрушить американскую экономику и привести Британию к победе. Качество фальшивок было довольно приличным и вскоре они действительно наводнили рынок. Американские поселенцы, в полном соответствии с замыслом британцев, стали относиться к континентальному доллару с подозрением и отказывались иметь с ним дело. Им перестали расплачиваться и принимать в качестве платы.
Британцы были настолько уверены в успехе своего предприятия, что даже и не особенно скрывали то, что делали. В 1777 году они в буквальном смысле размещали в нью-йоркских газетах объявления с предложением продать фальшивые деньги по цене бумаги.
К 1781 году поддельные банкноты совершенно уничтожили ценность континентального доллара, и Конгресс решил вывести их из оборота.
Представьте – вы идёте в булочную и, подойдя к кассе, обнаруживаете, что забыли бумажник дома. Вы вздыхаете, кладёте буханку на полку и плетётесь домой за деньгами. А вернувшись меньше чем через час, видите на ценнике в два раза большую цифру. На следующий день цена такой же буханки взлетает ещё в пять раз. И к концу месяца за неё приходится выложить столько, сколько вы когда-то отдали за свой слегка подержанный автомобиль…
В 1945-46 годах Венгрия переживала, пожалуй, самую стремительную гиперинфляцию в мировой истории. На пике она достигла 200 процентов в день, цены удваивались каждые 15 часов.
В начале двадцатых годов Венгрия, как и другие страны, пострадавшие в Первой мировой войне, была охвачена инфляцией, результатом которой явилась денежная реформа 1925 года. На смену венгерской кроне пришёл обеспеченный золотом пенгё, который на какое-то время стал самой стабильной валютой в регионе. А после Второй мировой Венгрия потеряла больше 40 процентов своего капитала. Кроме того, ей пришлось выплатить огромную компенсацию СССР, составляющую примерно 25-50 процентов бюджета Венгрии.
Венгерское правительство не нашло ничего лучше, кроме как запустить печатный станок на полную мощность. Пенгё обесценивался всё больше и больше. В конце концов, пришлось выпускать купюры достоинством 100 миллионов и 1 миллиард пенгё.
И только после того, как была введена совершенно новая обеспеченная золотом и иностранными ценными бумагами валюта – «форинт», свободное падение удалось остановить. А с горами вышедшего из употребления пенгё оставалось сделать только одно:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.