Помните популярную телевизионную рекламу: «Швеция: сделано с умом»?Шведы действительно большие мастера удивить мир оригинальными техническими решениями.
Военные многих стран с середины прошлого века раз за разом удивлённо приподнимают брови, видя новые шведские разработки в области бронетехники.
Впервые шведы удивили мир новинкой в области бронетанковой техники, пожалуй, ещё в начале тридцатых годов. В то время главным недостатком танков была недолговечность гусениц — они «летели» буквально через 80-100 км хода по шоссе. Из-за этого в целях сохранения матчасти и экономии горючего танки подвозили прямо к полю боя на прицепах, а то и в кузове грузовика. Что, конечно же, было неудобно!Чтобы разрешить эту проблему, во многих странах стали конструировать колёсно-гусеничные танки, одновременно оснащённые самостоятельными колёсным и гусеничным движителями. Опытные образцы подобной техники были созданы во Франции, Великобритании и Чехословакии. Но самый лучший, по-настоящему дееспособный образец, был создан именно шведами.
В 1931 г. шведская фирма «Ландсверк» вывела на испытания танк L-30. У него подъём и опускание колёс осуществлялось силой мотора всего за 20 с, причём проделать это можно было не только на месте, но и в движении.
Для сравнения скажем, что у чехословацкого КН-50 на ту же операцию уходило 10-15 мин, и при этом использовались специальные подставки. У L-30 поднятые колёса не ухудшали обзора и не мешали использовать вооружение. Благодаря дублированному приводу и двум местам для водителей, танк мог с равным успехом двигаться передним и задним ходом. В 1933 г. «Ландсверк» создала более скоростной облегчённый вариант танка под названием L-80. Впрочем, в серию обе машины не пошли.
Приблизительно в то же время «Ландсверк» вывела на испытания первый в истории танк с рациональными углами наклона брони, предвосхитивший знаменитый советский Т-34 и французский FCM 36. Это был лёгкий разведывательный L-100 массой всего 4,5 т. Он был вооружён 20-мм пушкой и 8-мм пулемётом, расположенными в конической формы башне. Он обладал и другими новшествами: индивидуальной торсионной подвеской катков и перископическим прицелом. В применении торсионной подвески шведы опередили немецкий Pz. IIIE и советский KB лет на пять, а американский М24 «Чаффи» и вовсе лет на десять. L-100 обладал очень высокой удельной мощностью — 29 л. с./т, что позволяло развивать ему большую для того времени скорость — до 60 км/ч. Крупносерийной машиной этот танк тоже не стал, но всё-таки были выпущены три небольшие незначительно различающиеся между собой партии. Немногочисленные L-100 состояли на вооружении до начала пятидесятых годов.
В 1966 г. шведы снова оказались, что называется, впереди планеты всей. Именно тогда в серию был запущен спроектированный специалистами фирм «Ландсверк» и «Бофорс» безбашенный танк Strv103, известный так же, как «S».
Он был вооружён основательно доработанной знаменитой английской 105-мм танковой пушкой L7. Её жёстко закрепили в лобовом, сильно скошенном листе корпуса. Наведение на цель по вертикали осуществлялось за счёт того, что гидропневматическая подвеска позволяла менять клиренс и придавать наклон танку вперёд и назад.
По горизонтали танк наводил орудие на цель поворотом корпуса. Полный поворот вокруг оси Strvl 03 способен был осуществить всего за 10 с!Это в то время, когда большинству танков для того, чтобы повернуть башню на 360 градусов, требуется почти полминуты!
Весьма оригинальной оказалась и двигательная установка шведского безбашенного танка. Для экономичного хода он использовал английский 240-сильный дизель «Роллс-Ройс» К-60, а для разгона до максимальной скорости он подключает ещё и газотурбинный двигатель фирмы «Вольво» мощностью 330 л. с. В восьмидесятые годы при модернизации машин двигатели были заменены на более современные. Благодаря жёсткой установке пушки, удалось внедрить на Strvl 03 автоматическое заряжание и достичь рекордной скорострельности 15 выстрелов в минуту. Это в то время как у других танков этот показатель колебался в пределах от 5 до 8. Отметим, что танк «S» ещё и умеет плавать. Для преодоления водных преград на нём используется индивидуальное плавсредство каркасного типа.
База Strvl 03 была использована для проектирования самоходной пушки VK-155 «Бэндканон», которая тоже удивила военных специалистов всего мира своей оригинальностью.
На ней, дабы экипажу не грозила гибель в случае детонации боеприпаса, последний был вынесен за пределы корпуса и башни. На «Бэндканоне» шведские конструкторы установили некое подобие башни, состоящей из двух автономных половин, между которыми разместили приводы наведения орудия, а контейнер с 14 снарядами находился с казённой стороны пушки, в задней части машины, играя заодно и роль противовеса. Огонь вёлся автоматически, и все снаряды можно было отстрелять очередью всего за 45 с, обрушив на противника такой же град огня, как целая батарея обычных пушек того же калибра.
В течение 1966-68 гг. было произведено приблизительно 30 таких самоходок. Они получились очень тяжёлыми — около 60 т — и из-за этого необычно тихоходными для современной самоходной артиллерии. Их максимальная скорость не превышает 28 км/ч, что было бы вполне нормально для тридцатых-сороковых годов прошлого века, но никак не для второй его половины.
Ещё в начале шестидесятых годов шведская фирма «Хёгглунд и Сенер» получила заказ на разработку гусеничного бронетранспортёра, позже получившего обозначение Pbv302.
На его базе решено было сделать лёгкий танк, который мог бы использоваться для решения разведывательных задач, оказания огневой поддержки пехоте, а также для борьбы из засад с танками противника. Результатом конструкторских работ стал лёгкий танк IKV-91, серийное производство которого началось в 1975 г.
Без целого ряда новаторских решений не обошлось и здесь. Так, верхняя часть бортов у IKV-91 имеет разнесённое, то есть двухслойное, бронирование, причём между листами брони помещены баки с горючим и запасные части. Сейчас подобным техническим решением никого не удивишь, но для начала семидесятых разнесённая броня была в диковинку.
Но главная «изюминка» IKV-91 — это, безусловно, его 90-мм пушка. Она стреляет оперёнными снарядами с помощью жидкого метательного вещества. Давление газов в её стволе низкое, что позволяет добиться очень большой долговечности пушки. С жидкими метательными веществами до сих пор работают во многих странах мира, до серийных образцов пока до сих пор больше ни у кого дело не дошло. В остальном же, IKV-91 — танк вполне обыденный: спаренный и зенитный пулемёты, лазерный прицел-дальномер, баллистический вычислитель, дымовые гранатомёты.
Вновь шведские разработчики прослыли оригиналами высшей степени, спроектировав сочленённый транспортёр Bv206.
Это было детище фирмы «Хёгглунд», выигравшей в начале семидесятых годов тендер на право разработки и серийного производства лёгкого сочленённого вездехода с активным прицепом, предназначенного для нужд армии, патрульных подразделений и спасательных служб. Его намечалось использовать в первую очередь для перевозки войск и оборудования по заснеженным территориям и болотистым местностям севера Швеции. Впрочем, вскоре BV206 получил широкое распространение по всей Скандинавии, а к настоящему времени выпущено порядка 11000 таких транспортёров, используемых в 37 странах мира, в том числе в России, США, Канаде и Китае.
Армейский вариант прикрыт противопульной бронёй и рассчитан на водителя и 11 полностью экипированных солдат. Четверо сидят в передней секции транспортёра, остальные восемь — в задней. Гражданские варианты вмещают до 17 человек. Bv206 способен плавать со скоростью до 4,7 км/ч. Канадцы и англичане использовали эти сочленённые транспортёры даже в боевых действиях в высокогорьях Афганистана. Там они проявили весьма интересное свойство. Удельное давление гусениц Bv206 на грунт оказалось столь низким, что они перемещались по минным полям, не приводя к взрывам мин.
Запущенная в серийное производство в начале девяностых годов боевая машина пехоты CV-90, казалось бы, удачно вписалась во все классические для этой разновидности техники инженерные решения, принятые во всём мире.
Боевая машина пехоты CV-90 в Афганистане
Моторно-трансмиссионное отделение в передней части корпуса, десантное — в корме, двухместная башня с 40-мм автоматической пушкой — в середине корпуса. Из общего ряда машину выделяла разве что необычно мощная для боевых машин пехоты пушка, созданная на базе зенитки ещё времён Второй мировой войны. Впрочем, пошедшая приблизительно в то же время в серию советская БМП-3 была вооружена и вовсе уж 100-мм пушкой, спаренной с 30-мм автоматом!
Но когда шведы решили спроектировать на базе CV-90 самоходный миномёт, они снова соригинальничали.
На шасси БМП они водрузили башню AMOS с двумя 120-мм миномётами большого удлинения, способными стрелять как минами, так и снарядами, в том числе управляемыми боеприпасами STRIX. Эта исполинская «двустволка» способна вести огонь с темпом 25 выстрелов в минуту на дистанциях до 10 км.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.