Оцука Хиронори

01.05.2013 | Автор: dasdsadad | Категория: Интересное |

Самый величайший мастер каратэ, по моему мнению.

 Оцука Хиронори

На фотографии сидит по середине

Вадо-рю - "Путь Японии" или рассказ о добром старичке со смертельным ударом.

 Оцука Хиронори


Взять интервью у японца - дело тяжкое, особенно когда речь идет о чем-либо традиционно японском - о каратэ, к примеру. То есть общих слов и всем известной информации много, а вот с конкретикой и "оживляжем" - беда. Однако мой собеседник, обладатель третьего дана по стилю Вадо-рю, господин Каваути - корреспондент одной из крупнейших японских газет "Иомиури Симбун" в Москве - проявил корпоративную солидарность. Рассказав куда больше, чем я рассчитывал услышать.

- Господин Каваути, вы были учеником основателя стиля Вадо-рю Хиронори Оцука - величайшего мастера, о котором, увы, нам известно очень мало...

Оцука действительно был величайшим мастером каратэ и боевых искусств вообще, и мне посчастливилось тренироваться под его началом целых 5 лет. Хиронори Оцука родился в 1892 году в Японии, с 5 лет начал заниматься дзю-дзюцу у мастера Тацусабуро Накаяма, представлявшего стиль Синто-Ёсин-рю(позднее на базе этого стиля Морихэй Уэсиба создал айкидо). В 1920 году Оцука получил мастерский диплом, то есть высшую степень. Достигнуть вершины в 28 лет - даже по тем временам считалось фантастикой, но Оцука не был обычным мастером. Он посвятил боевым искусствам всю жизнь и был одним из немногих профессиональных учителей каратэ.

 Оцука Хиронори


Фотография юного Оцуки

В 1922 году в Токио с Окинавы приехал мастер каратэ Гитин Фунакоси, и после первой публичной демонстрации, после того, как поддержку новому для Японии боевому искусству оказал отец дзюдо Дзигоро Кано, Фунакоси набрал первую группу учеников - и одним из первых и ближайших его учеников стал Оцука. С огромным опытом в боевых искусствах он прогрессировал куда быстрее других. Вскоре окрылись первые университетские клубы каратэ - при университетах Тодай и Кэйо - и Оцука по просьбе Фунакоси стал вести занятия в Тодай.

Благодаря своим познаниям в дзю-дзюцу и других боевых искусствах Оцука внес огромный вклад в развитие каратэ. Так, он ввел в арсенал технику работы с оружием - танто(ножом)и катана(мечом), а также броски, подсечки и захваты, то есть элементы дзю-дзюцу. Он стал первым японским великим мастером каратэ - остальные великие мастера были выходцами с Окинавы - и создал первый японский стиль каратэ, так как остальные стили берут начало на Окинаве, от древних школ окинава-тэ.

Но главная заслуга Оцука в том, что он первым ввел на тренировках учебные поединки и его клуб стал первым клубом Японии, в котором стали практиковать кумитэ.

- Фунакоси в своей книге "Каратэ-до. Мой образ жизни" писал, что когда он начал изучать каратэ, преподавание сводилось к обучению ката, и сам он преподавал своим ученикам только ката, по той или иной причине игнорируя поединок, кумитэ, без которого каратэ не является боевым искусством в полном смысле слова...

Оцуку, практиковавшего кумитэ во время изучения дзю-дзюцу, такое положение вещей не устраивало. В 1933 году он начал преподавать в своем клубе якусоку-кумитэ - то есть спарринг по заданной программе, когда один партнер знает, что будет делать другой. А затем включил в программу тренировок и дзю-кумитэ - свободный спарринг. Разумеется, Фунакоси это не нравилось, и отношения между ним и Оцукой стали прохладными. Конечно, внешне никакого конфликта не было, но негласный разрыв произошел. История сохранила слова Фунакоси, сказанные Оцуке: "Я тебя этому не учил". Оцука пошел по своему пути и в том же 1933 году зарегистрировал свой стиль, который назвал Вадо-рю. "Вадо" иногда переводят как "Путь мира", но Оцука, насколько мне известно, заложил в название иной смысл - "Путь Японии"("Ва" - древнее название Японии). С учетом того, что это был первый собственно японский стиль, отличавшийся от стилей окинавских, оправдан именно последний вариант перевода. Кстати, Вадо-рю возник раньше других стилей. Официально датой рождения стиля Сито-рю стал 1934 год, Годзю-рю - 1935, Сетокан - 1936.

- Доводилось слышать, что Оцука в свое время участвовал в неофициальных подпольных турнирах...

 Оцука Хиронори


Еще одна фотография молодого Хиронори

Оцука был реальным мастером, он рос в бурное время, оттачивал свое мастерство в уличных поединках, и его техника была проверена практикой. Да, в молодости он участвовал в засекреченных турнирах, в которых поединки проводились в полный контакт безо всяких защитных средств и ограничений - допускались удары в пах, по глазам и т.п. Люди дрались не за деньги, а просто выясняли, какое боевое искусство, какой стиль, какая школа сильнее, - таким образом шло развитие боевых искусств вообще и каратэ в частности. Наверное, бывали там и смертельные случаи, но я об этом ничего не слышал. Зато точно знаю, что каждый год в Японии на соревнованиях погибают 5-6 человек, и это при том, что поединки проводятся по так называемым бесконтактным правилам.

Оцука, истинный боец, готов был проверять свое мастерство в схватке с любым противником и по любым правилам. Известен случай, когда на заре развития каратэ в Японии они вызвал на бой американского профессионального боксера, - причем бой должен был проводиться по правилам бокса и плюс ко всему без перчаток. Однако Фунакоси и его окружение выступили против замысла Оцуки и заставили его отменить бой. Видимо, они опасались, что Оцука потерпит поражение и это скажется на имидже каратэ, - а может, боялись, что Оцука убьет или покалечит боксера первым же ударом, как бы оно, скорее всего, и получилось.

Сам я был свидетелем поединка между Оцукой и мастером кэндо на одной из тренировок в Тодай. Оцука объяснял нам, как защищаться голыми руками от меча, - и вдруг оказалось, что среди зрителей на занятии присутствует известный мастер кэндо, который во всеуслышание заявил, что это нереально. Фактически он обвинил учителя во лжи - в его собственном зале и в присутствии учеников, но Оцука спокойно предложил ему выйти на татами и на деле проверить, кто прав. Мастер кэндо взял в руки боккэн - тяжелый деревянный меч, которым легко можно убить или покалечить соперника, - и молниеносно взмахнул им, чтобы ударить сверху, а Оцука с подшагом нанес ему прямой удар ближней рукой в подбородок и отправил в глубокий нокаут.

- Какие-то еще яркие воспоминания об учителе у вас сохранились?

Так, отдельные моменты. Например, помню, как я впервые пришел на тренировку к Оцуке - ему тогда было 60 лет. От сквозняка бамбуковая занавеска, закрывавшая вход в зал, начала колыхаться. Обычно человек обращает на такие вещи внимание один раз - посмотрел, и все. Оцука же постоянно бросал на колышущуюся занавеску незаметные косые взгляды - реакция на любое движение въелась в его плоть и кровь.

Помню, как Оцука дал нам упражнение на координацию - одной рукой он рисовал в воздухе квадрат и одновременно левой рукой рисовал треугольник. Повторить это не мог никто - максимум, чего удавалось добиться, это сначала нарисовать одно, а потом другое.

Помню, как Оцука в последний раз спарринговал с учениками - ему тогда было 65 лет, и ни один учитель, его возраста, не отваживался на поединок. Оцука же, в тот день проводивший семинар в университете Мэйдзи, спокойно работал с обладателями 2-3-го данов, то есть молодыми, полными сил и уже опытными бойцами. Его по очереди атаковали 15 человек - и ни один не смог даже коснуться его. Все они после атаки оказывались на полу, а Оцука наносил добивающий удар. Причем если поначалу атакующие не решались бить в полную силу, то потом старались попасть изо всех сил - но впустую.

 Оцука Хиронори


Понятно, что в 65 лет у Оцуки было немало старых травм - как вы знаете, при атаке человек инстинктивно защищает больное место, а Оцуки все тело было больным местом, поэтому он не допускал даже легких прикосновений к себе. Он заранее чувствовал, куда пойдет удар, отводил его блоком или просто уходил с линии атаки, сбивал соперника с ног броском или подсечкой с последующим добиванием. Это было фантастическое зрелище. Как сказал потом Оцука, он только в 40 лет, то есть после 35 лет упорных тренировок, собственным телом понял, как опасен любой удар противника, собственным телом понял, как нужно защищаться и уходить от атак. Так что неудивительно, что ни один из ударов не достиг цели.

- Вы сами когда-нибудь спарринговали с учителем?

Нет. Только один раз по его команде атаковал его, он нанес удар навстречу, но я успел защититься. Вот и все.

Помню, Оцука всегда спарринговал с полузакрытыми глазами, что сильно действовало на соперников. Иногда казалось, что глаза его вообще закрыты, и во время поединка у него было очень холодное выражение лица. Он часто применял различные финты и уловки, легко вводя соперника в заблуждение. Например, отворачивал голову и в этот момент наносил удар. В основном он наносил удары открытой кистью руки, тыльной стороной, нанося легкие щелчки по глазам, по носу. На короткое мгновение соперник терял зрение, а когда приходил в себя, Оцука уже стоял за спиной. Однако таким легким щелчком он легко мог отправить человека в нокаут.

Стыдно признаться, но однажды со мной произошел такой случай. В боевых искусствах есть понятие "сакки" - "дух убийцы". По преданиям, великие мастера чувствовали агрессию даже спиной, даже когда противника не было видно. Я слышал, что это сверхъестественное чутье развил в себе и Оцука - сам видел, как, войдя в чужой зал, он сразу безошибочно определял, кто старший, кто сильнее, даже если внешне это никак не проявлялось, и убедился в этом на деле.

Учился я тогда на третьем курсе, был заместителем капитана университетской сборной. После одной тренировки, на которой я выиграл несколько тяжелых боев, вдруг подумал: а что было бы, если бы я сейчас напал на учителя?Мысль эта пришла ко мне в голову в тот момент, когда все ученики сидели на коленях перед Оцукой и кланялись ему. Я сидел где-то метрах в пяти от него и, подняв голову, поймал его напряженно-давящий взгляд, буквально пригвоздивший меня к полу. По его страшному выражению лица я понял, что он почувствовал мои намерения. И у меня не было сомнений в том, что если бы я попытался что-то сделать, он бы просто убил меня на месте.

- Я думаю, ученики Оцуки были достойны учителя...

Разумеется, хотя им пришлось пройти через нелегкие испытания. Когда Оцука ввел в программу тренировок кумитэ - причем бились в полный контакт без защитных средств - через неделю из 50 человек здоровыми остались только двое. Тогда Оцука стал использовать богу - защиту тела, применяемую в кэндо. Позднее он разработал принципы обозначения удара и контроля дистанции, которые легли в основу так называемых бесконтактных правил. Первые соревнования по правилам Оцуки прошли в мае 1939 года - это были соревнования региона Канто, в которых приняли участие несколько университетов, а в 1957 году перед первым всеяпонским студенческим чемпионатом эти правила были приняты за основу и признаны всеми стилями.

Ученики Оцуки были настоящими бойцами. Накагава, у которого я одно время тренировался, как-то провел спарринг с Масутацу Оямой, основателем стиля Кекусинкай. Было это после того, как Ояма в 1949 году выиграл чемпионат Японии, после того, как вышел фильм о его схватке с быком и он стал знаменит. Ояма пришел в Тодай, и Оцука предложил ему поспарринговать с одним из старших учеников. Понятно, что удары они лишь обозначали, однако схватка была очень жесткой. Получасовой поединок завершился вничью, хотя Накагава потом сказал, что если бы бой велся в контакт, победил бы Ояма, а очевидцы утверждали, что по очкам победил Накагава. И это при том, что Накагава не входил в число сильнейших учеников, а самому Оцуке проигрывал в одну калитку.

Кстати, то, за счет чего снискал себе славу Ояма - в первую очередь разбивание предметов, - практиковалось в клубе Тодай еще в 30-ых годах, просто никто это не афишировал. Оцука был очень сильным человеком - при росте 160 см он весил 75 кг, однако упор на силу никогда не делал. И хотя всегда считалось, что в каратэ поединок - это бой одного удара(недаром чемпионаты Японии до сих пор проводятся только в абсолютной категории и до одного очка), Оцука, опытнейший и реальнейший боец, учил нас никогда не делать ставку на один удар, учил наносить удар за ударом с наращиванием силы. Если ударил один раз и нанес сопернику травму, надо еще пару раз ударить в тоже место - так он нас учил.

- Ходят слухи, что Оцука владел "искусством отсроченной смерти" - легендарной техникой нанесения ударов по определенным точкам, после которых человек умирает через определенное количество времени - вплоть до нескольких лет.

Об этом не принято говорить, но я знаю, например, что один близкий друг учителя во время второй мировой войны служил в спецвойсках на территории Китая и любил померяться силами с китайскими мастерами ушу, которые после этих поединков скоропостижно умирали без всяких внешних повреждений - их было порядка 30 человек...

Вообще я считаю, что хотя эта техника - взятая из дзю-дзюцу - бесспорно существует, ее возможности несколько преувеличены. Вряд ли можно ударить человека так, что он умрет через 3 или 7 лет. Просто наносится удар, влекущий незаметное, но очень серьезное повреждение, после чего человек через несколько дней или недель умирает, - удар в печень, селезенку, сердце...

- Так как насчет Оцуки?

Говорят, что было несколько случаев, когда люди умирали после поединков с ним, - так это или нет, я точно не знаю. Но я знаю, что был случай, когда после спарринга с Оцукой его близкий друг, пропустив удар ребром ладони по шее, пришел в себя и вроде чувствовал себя нормально, а на следующий день у него был сильнейший приступ, пена пошла изо рта - к счастью, его успели спасти.

Но я не сомневаюсь, что Оцука нанес такой удар непреднамеренно. Он даже сказал потом, что такая техника в каратэ есть, но применять ее нельзя. Вообще мне он запомнился как очень приятный и добрый старичок...

Игорь Оранский,

"Спорт-Экспресс", 21 сентября 1993


Коментариев:(0) Просмотров: (799)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Топ новостей

Наши партнеры

Опрос

Как вам сайт?^

Супер
Неплохо
Можно улучшить
Так себе
Не очень

 
Результаты опроса