35 лет назад умерла свердловчанка, которая умела читать с закрытыми глазами. Её выступления в 60-70-е годы прошлого столетия поделили учёный мир на два лагеря. Одни считали Розу уникумом: писали о ней статьи, собирали научно-практические конференции. Другие называли аферисткой и тоже строчили статьи, но уже разоблачительного характера.
К ней проявляли интерес зарубежные любители мистики и советские «компетентные органы»... Так кто же она — знаменитая Роза Кулешова?
Родилась Роза в марте 1940 года в селе Покровское под Нижним Тагилом. С началом войны глава семейства — Алексей Бородин — ушёл на фронт и не вернулся. Маленькая Роза жила то с мамой в городе, то с бабушкой в селе. С одиннадцати лет у неё случались приступы эпилепсии. Девочка закончила семь классов школы № 7 и поступила на работу санитаркой в инфекционную больницу.
Заниматься самодеятельностью она ходила в школу для слабовидящих. Увидев, как слепые люди читают по Брайлю, она попробовала тоже «потрогать» буквы в обычной книге и почувствовала, что может отличить белый цвет от чёрного. Роза начала тренировки и за полтора года добилась значительных успехов.
Позднее учёные назвали этот период формированием у неё контактной кожно-оптической чувствительности. К осени 1962 года она не только умела читать обычный печатный текст, но и распознавала на ощупь цветовые тона бумаги и тканей и воспринимала пальцами содержание картинок и рисунков.
В это же время Роза выходит замуж за Валентина Кулешова — слесаря-сборщика УВЗ, у них родилась дочь Ирина. Здоровье у молодой женщины по-прежнему было слабым, она получила группу инвалидности, много времени проводила в больницах. Один из её лечащих врачей — И.М. Гольдберг — узнав о необычном таланте пациентки, рассказал о нём коллегам. Сотрудники кафедры психологии нижнетагильского
пединститута начали исследовательскую работу по теме «кожно-оптическая чувствительность». Роза с семьёй переехала работать в школу для слепых в Верхней Пышме, начала по своему методу обучать детей.
Вскоре по инициативе общества «Знание» Кулешовой выделили квартиру в Свердловске. В зимний сезон она работала санитаркой в больнице или посудомойкой в столовой. А летом выезжала к морю на гастроли. Вот как вспоминает об этих поездках её дочь Ирина Паламарчук:
— Мама брала два билета в любой южный город — Анапу, Днепропетровск, Сочи. В вагоне она обязательно садилась играть в карты и всегда выигрывала. Когда приезжали, отправлялась в общество «Знание». Там ей всегда были рады. Тут же составляли график выступлений, а меня на всё это время определяли в пионерский лагерь.
На концертах мама с плотной повязкой на глазах пальцами рук и ног читала газеты, определяла сквозь толстый картон цвета предметов... Публика была в восторге. Мама радовалась каждому успеху, она любила быть на виду, на сцене чувствовала себя королевой. А когда занавес опускался, переживала нервные срывы, зачастую негативную энергию выплёскивала на меня...
Особенно остро Роза Алексеевна переживала критику. Каждая разгромная статья приводила к нервному срыву. В 1976 году в Москве провели обширное обследование Кулешовой, после чего «Литературная газета» написала, что тагильская «ясновидящая» — шарлатанка, умеющая искусно подглядывать. Надо отметить, что эти эксперименты проводились уже с серьёзно больной женщиной, и, по мнению многих учёных, тогда «вместе с водой выплеснули и ребёнка». В 1978 году Роза умерла от опухоли головного мозга.
Розе нравилось быть уникальным человеком, и она была таковым. Только обретённый дар не принёс счастья женщине. С мужем она прожила только пять лет. Как сохранить семью, когда подолгу не бываешь дома: то лечишься, то выступаешь с концертами. Были в её жизни и другие мужчины, но романы быстро заканчивались. И дочь редко видела маму, росла с бабушкой, тётей, отцом и мачехой.
Когда Ирине было 13 лет, мать начала её учить читать руками. Девочка не хотела, но подчинилась. Начала различать крупные буквы, цифры, неожиданно развилась интуиция. Как только мамы не стало, дочь сделала всё, чтобы не повторить её судьбу.
— Я задавила в себе все полученные навыки, — рассказывает Ирина Паламарчук. — Крепко держусь за мужа, родила трёх дочерей, теперь помогаю воспитывать внуков. Живу в нашем родовом селе — Покровском, занимаюсь откормом скота на мясо. Уверена, что стремление быть особенной не сделало маму счастливой. Она пережила моменты славы, а я сделала ставку на долгое семейное счастье.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.