MedForm » Истории » История о гибели крейсера "Рюрика" и герое Иванове-13 (4 фото)

История о гибели крейсера "Рюрика" и герое Иванове-13 (4 фото)

01.04.2013 | Автор: dasdsadad | Категория: Истории, Фотоподборка |

По существовавшей на Российском императорском флоте традиции, офицерам с одинаковыми фамилиями присваивались порядковые номера. В 1895 году выпускнику Морского кадетского корпуса Константину Петровичу Иванову достался не самый приятный номер – 13.

В знаменитом бою отряда владивостокских крейсеров в Корейском проливе 1(14)августа 1904 года крейсер «Рюрик» остался, в конечном итоге, один на один с японской эскадрой из 14 вымпелов. После гибели командира «Рюрика», офицеры по старшинству сменяли друг друга в боевой рубке, поднимаясь туда, как на эшафот, залитый кровью своих предшественников.

 История о гибели крейсера "Рюрика" и герое Иванове-13 (4 фото)

Командиру, капитану 1 ранга Трусову взрывом оторвало голову; старший офицер кавторанг Хлодовский лежал в лазарете с раздробленными ногами; заступивший на его место старший минный офицер лейтенант Зенилов смертельно ранен осколком в голову. «Наверху на мостике происходило что–то ужасное: все сигнальщики, дальномерщики были перебиты, палуба полна трупами и отдельными оторванными частями человеческих тел». Настал черед лейтенанта Иванова–13, командира батареи левого борта.

 История о гибели крейсера "Рюрика" и герое Иванове-13 (4 фото)

Осевший глубоко в воду, изрешеченный снарядами и потерявший большинство орудий, окутанный паром разбитых паропроводов, с заклиненным рулем, крейсер мог совершать только круговое движение, описывая в зависимости от соотношения оборотов машин ту или иную циркуляцию. Лейтенант Иванов, меняя радиус циркуляции, попеременно вводил в действие немногие из уцелевших орудий того или иного борта. Все компасы были разбиты, ориентироваться приходилось по вспышкам выстрелов противника. Японский адмирал Камимура резонно ожидал капитуляции беспомощного русского корабля...

Поскольку огонь крейсера существенно ослаб, японские корабли сблизились с «Рюриком», продолжая методично его добивать. В это время русский крейсер, резко увеличив ход, на очередной циркуляции попытался протаранить один из неприятельских кораблей, одновременно выпустив по второму торпеду из последнего исправного торпедного аппарата. Уклонившись от этих отчаянных маневров, японские крейсера отошли на дальнюю дистанцию и больше не предпринимали попыток сближения, пока «Рюрик» не начал тонуть.

К 10 часам утра, после пятичасового(!)боя(для сравнения – прославленный пропагандой «Варяг» участвовал в сражении только 50 минут)«Рюрик» был превращен в груду искореженного металла и чудом держался на плаву. Из старших офицеров в живых остался только лейтенант Иванов, из вооружения в строю осталось одно 47–миллиметровое орудие, расстрелявшее весь боезапас. К неподвижному кораблю вновь стали приближаться японцы. «Несомненно, крейсер был обречен на гибель или пленение. Только одна мысль, что окруживший нас противник из четырнадцати вымпелов постарается овладеть нами(как ценным моральным призом), заставляла возможно быстрей принять какое–то решение. Наше действительное положение было такое, что достаточно было прислать с неприятельских судов четыре баркаса с вооруженной командой, и они с легким и полным успехом могли бы подойти к крейсеру и овладеть им, так как при том разгроме, который царил на «Рюрике», не было никакой возможности оказать им должное сопротивление».

 История о гибели крейсера "Рюрика" и герое Иванове-13 (4 фото)

Трижды раненый и дважды контуженый, лейтенант Иванов отдает приказ открыть кингстоны и последним покидает корабль. «На шканцах я наткнулся на лежащего ничком на палубе командира кормового 8–дюймового плутонга лейтенанта Ханыкова. Торс его был обнажен, и на спине, ниже левой лопатки, зияла громадная круглая рана, обнажавшая переломанные ребра, сквозь которые ясно было видно трепетанье левого легкого. Увидя меня, Ханыков умоляюще попросил его пристрелить, но так как при мне не было револьвера, я мог только его утешить, сказав: "Потерпи еще минуту, а там будет общий конец"». В 10 час. 42 мин. 1 августа(14–го по новому стилю)1904 г. броненосный крейсер русского флота «Рюрик» с поднятым Андреевским флагом и сигналом «Погибаю, но не сдаюсь!» скрылся под водой.

Плещут холодные волны,
Бьются о берег морской…
Носятся чайки над морем,
Крики их полны тоской…

Миру всему передайте,
Чайки, печальную весть:
В битве врагу не сдались мы,
Пали за русскую честь!


За проявленную доблесть и героизм Константин Петрович Иванов–13 был удостоен ордена Св. Георгия IV степени, но вместо золотого оружия, какое получили другие уцелевшие офицеры, лейтенанту Иванову–Тринадцатому «высочайше упразднен цифровой номер среди Ивановых и повелено впредь именоваться "Ивановым–Тринадцатым"».

Приказом Главнокомандующего ВМФ СССР место гибели «Рюрика» включено в число «памятных мест славных побед и героической гибели кораблей русского и советского флота». В точке с координатами 35° 11' с.ш. и 130° 8' в.д. все российские корабли в память доблестного боя отдают воинские почести, предусмотренные Корабельным уставом.

Место гибели корабля. Вытянутый остров юго–восточнее места сражения — печально знаменитая Цусима:


 История о гибели крейсера "Рюрика" и герое Иванове-13 (4 фото)


Коментариев:(0) Просмотров: (2436)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Топ новостей

Наши партнеры

Опрос

Как вам сайт?^

Супер
Неплохо
Можно улучшить
Так себе
Не очень

 
Результаты опроса