Людвиг, Кунц, Гильдебрант, Зелент — такие необычные для сибирского уха фамилии носят жители трех деревень в Заларинском районе Иркутской области. Немцы и голландцы уже давно обосновались в сотнях километров от цивилизации и живут здесь, сохраняя свою этническую и религиозную идентичность.
Такие необычные фамилии носят жители деревень Пихтинск, Средне-Пихтинск и Дагник — этнические немцы и голландцы. Они молятся, читают, отпевают своих покойников на польском языке, но они не поляки. Между собой они говорят на странной смеси украинского и белорусского, которую сами называют хохлацким наречием, но и малороссы чужие для них. Сами себя они называют голендрами.
Немецкие историки называют голендрами колонистов, которым в начале XVII века некий польский граф позволил поселиться на своих бужских землях. По одной версии, их предки жили в низовьях Рейна, по другой — в Пруссии, по третьей — в Голландии.
Постепенно голендры восприняли некоторые местные обычаи и языки, но сохранили свои фамилии и приверженность протестантизму. После третьего раздела Польши, в конце XVIII века, голендры оказались на территории Российской империи. А во время столыпинского освоения Сибири 36 семей переселились на новые земли. Из-за фамилий поселенцев всем скопом записали в документах немцами.
История голендров непосредственно в Сибири началась в 1907 году, когда к крестьянскому начальнику Адаму Адамовичу Райнерту, жившему на станции Тыреть Иркутской губернии, с намерением осмотреть земельные участки для переселенцев пришли четверо ходоков: Андрей Гиньборг, Иван Гильдебрант, Иван Бытов и Петр Кунц. Каждый из них был доверенным лицом нескольких семей, желавших поселиться на свободных землях Сибири. Ходоки после долгих раздумий были определены на Пихтинский участок, расположенный в Саянских предгорьях. За ними были записаны 24 земельных надела, по 15 десятин каждый, и в 1911 году начали прибывать первые семьи переселенцев.
В метрических книгах Иркутской лютеранской церкви, которые удалось обнаружить в областном архиве, хранится запись: место переселения было подготовлено заранее. К Пихтинску была проложена дорога, по которой нормально могла пройти лошадь, был выкопан колодец, чтобы люди не нуждались в питьевой воде. Приехав на новое место, первым делом люди стали строить шалаши, чтобы укрыться от дождя, потом построили землянки, чтобы пережить зиму. Только на следующий год они начали строить дома, но не как в Сибири, а как у себя на родине — дома-комплексы, где под одной крышей расположены дом, амбар и стайки. Каждый хозяин после прежнего безземелья старался захватить побольше территорий. Дома строили в густом лесу. Сначала делали засеки на деревьях и ходили по ним, чтобы не заблудиться. Были основаны три деревни — Пихтинск, Средний Пихтинск и Дагник.
Пихтинские голендры испытали на себе и раскулачивание, и репрессии 1930-х годов. Но самым, пожалуй, суровым испытанием стала для голендров трудовая армия. В нее через военкоматы мобилизовали советских немцев, румын, финнов, венгров — всех тех, кому, по мнению властей, нельзя было доверить оружие. В трудовую армию, в отличие от обычной, забирали и мужчин, и женщин, у которых были дети старше трех лет, и подростков начиная с 15 лет. Во всей этой истории немало трагичного.
Но, пожалуй, самым трагичным было то, что родственники, те же Людвиги, Кунцы, Зеленты, писавшие друг другу письма, вдруг стали врагами, разделенными линией фронта. Вполне вероятной могла быть встреча двух братьев или, допустим, дяди и племянника лицом к лицу с оружием в руках. И хотя большинство пихтинцев в 1942 году оказались в трудовой армии, всё же некоторые добровольцы в 1941 году прорвались на фронт.
Долгое время голендры жили обособленно. До 1955 года почти все браки заключались лишь между жителями трех деревень. В Пихтинске сейчас сохранилось всего около 100 дворов. Голендры стараются беречь традиции. В речи стариков проскакивают украинские, белорусские, польские и немецкие словечки. Они сохранили свою религию, но и на нее наложили отпечаток многовековые странствия. Лютеранские псалмы пихтинские голендры читают по «ксенжкам» — священным книгам на польском языке, которые отпечатаны в прошлом веке в Восточной Пруссии. А Рождество и Пасху отмечают по православному календарю. Посты соблюдаются строго. Во многих семьях имеется национальная одежда, напоминающая голландскую: пестрые юбки и кружевные чепцы.
Прошло более ста лет с того времени, как появился участок Пихтинский. Деревни, в которых было когда-то многолюдно, теперь почти опустели. С каждым годом уходит из жизни старшее поколение. Вместе с уходом старожилов становятся пустыми их жилища, построенные еще в 1910 году. И сегодня на всех трех участках можно по пальцам пересчитать оставшиеся дома, так называемые дома-комплексы.
На сегодняшний день в Дагнике, Пихтинске и Среднем Пихтинске проживает около 500 человек. В течение нескольких лет получила широкое распространение форма устройства детей в семью, так называемая опека и патронат. Сегодня более 20 пихтинских семей воспитывают детей из детских домов.
Несмотря на то что совхозы уже на протяжении многих лет не функционируют, пихтинский народ не утратил свои трудовые навыки. Люди возвращаются к натуральному хозяйству, разводят лошадей, коров, овец, разнообразное птичье поголовье. Делают заготовки ягод, грибов. Не забыты и домашние промыслы — вышивка, ткачество, вязание, плетение корзин. Большинство жителей по-прежнему выпекают хлеб в печи.
Основное трудоспособное население деревень — это мужчины, которые работают на заготовке леса вахтовым методом на территории Иркутской области. Сейчас голендры надеются, что в связи с осуществлением президентской программы по развитию аграрного комплекса раскорчеванная и обихоженная пашня первых поселенцев вновь будет приносить урожай и станет основным местом трудовой деятельности немецких голландцев сибирской тайги.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.