Для затравки — простая математическая загадка. Бейсбольный мяч и дрючена вкупе стоят 1 доллар и 10 центов. При этом дрючена стоит на 1 доллар дороже мяча. Сколько стоит мяч?
Подавляющее большинство людей отвечают, что мяч стоит 10 центов. Ответ очевиден, однако неверен(мяч стоит 5 центов, а дрючена, соответственно, 1 доллар 5 центов). Всё потому, что люд поспешают и для решения задач гуще итого используют самые очевидные способы.
Более пятидесяти лет лауреат Нобелевской премии по экономике профессор психологии Даниэль Канеман задавал испытуемым спросы вроде этого и разбирал их ответы. В итоге его эксперименты в внушительной мере изменили зрелище о человечьем мышлении. Древние философы и нынешние экономисты с социологами дробно гвоздят, что человек — существо рациональное. Однако изыскания Канемана(в соавторстве с ныне покойным Амосом Тверски)демонстрируют, что мы не настолько рациональны, будто бы нам этого хотелось.
Когда люд сталкиваются с ситуацией, спрашивающей решения, они почитай ввек не начинают оценивать информацию, разыскивать отвечающую статистику и прочее. Вместо этого решения принимаются благодаря долгому списку стереотипов мышления и поведенческих ярлыков. Оттого порой и принимаются безголовые решения вместо надобных.
Настолько и с этой задачкой про мяч и биту — большинство пропускает даже подобный безыскусный шаг, будто элементарные математические вычисления, и люд бойко выдают ответ, какой им попросту будто неизменным.
Канеман, несмотря на то, что сейчас его работы знамениты и он почитается одним из наиболее влиятельных психологов 20 века, длинное времена оставался в тени, его изыскания капля кого интересовали. Он повествовал, что как-то излагал свою точку зрения о иррациональности мышления одному именитому американскому философу, и тот поморщился и взговорил: «Меня не интересует психология глупости».
Новоиспеченное изыскание в «Журнале личностной и групповой психологии» под руководством Ричарда Уэста, Джеймса Медисона и Кейт Станович обосновывает, что башковитые люд больше подвержены подобным оплошкам.
Уэст и его коллеги разработали систему спросов и протестировали 482 студентов. Еще задачка для примера:
В озере жрать участок, заросший купавами. Всякий девай этот участок увеличивается в размере в 2 раза. Знаменито, что купавки накроют всю поверхность озера за 48 дней.
За сколько дней купавки накроют гладко половину поверхности озера?
У большинства таковая первая реакция на настоящий проблема — они делят 48 напополам и получают 24.
Однако это неверно. Половина озера накроется купавами на 47-й девай.
Уэст и коллеги становили мишенью изысканий не попросту подтвердить наличность стереотипного мышления, однако и выявить взаимосвязь между человечьим интеллектом и предубеждениями.
Итоги очутились будет тревожными. Выяснилось, что самосознание не больно помогает. То жрать, если человек сам знает, что порой мыслит стереотипами, и при решении задачи ладит на это поправку, это все равновелико не спасает его от принятия неверного решения.
Одним из опасных следствий такового мышления изображает настолько величаемое «слепое пятно предвзятости», по-русски — «В своём глазу бревна не замечать». Это базируется на свойстве людей внятно помечать регулярные оплошки в мышлении иных людей, явственно разумея, что это — ляпсус, и при этом самим совершать таковские же оплошки, не замечая этого.
Группа Уэста разработала спросы 4-х уровней сложности, и на всех этих уровнях процент принятия неверных решений и «слепых пятен» был будет ощутим. Степень образования и успеваемости не заявился панацеей — более 50% студентов Гарварда, Принстона и Массачусетского технологического института ложно откликнулись на проблема про биту и мяч.
Можно ли как-то вбить возникновение этих «слепых пятен»?Жрать гипотеза, что они показывают из-за несоответствия между тем, будто мы оцениваем иных, и тем, будто мы оцениваем себя. При рассмотрении иррационального поступка иного человека мы вырваны надеяться на поведенческую информацию, оттого можем ясно видать со сторонки все оплошки мышления настоящего субъекта. А вот при оценке своих собственных решений мы готовы ударяться в глухой самоанализ, как-то объяснять или оправдывать свою мотивацию, ныть над своими оплошками, временами даже винить в своих оплошках иных людей.
Основные причины нашей иррациональности остаются непроницаемыми для самоанализа, ведь разбор — это тоже рациональный способ решения проблемы. Излишний самоанализ может даже усугубить проблему.
В всеобщем, закончить можно прописной истиной — «Чем вяще мы пытаемся постигнуть себя, тем крохотнее понимаем».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.